Былымские писаницы

«Огромный научный интерес», по словам археологов, представляет исторический памятник, о котором сообщают исследователи Мария и Виктор Котляровы

P1070047

Памятников древней наскальной живописи на Северном Кавказе зафиксировано немного, куда чаще встречаются петроглифы изображения, высеченные на каменной основе. Тем большую ценность представляет сообщение исследователей из Кабардино-Балкарии Марии и Виктора Котляровых о находке, только что сделанной  в Баксанском ущелье. В верховья селения Былым, что лежит по трассе, ведущей в Приэльбрусье, с помощью местного жителя Назира Хапаева ими зафиксированы рисунки древних художников. Их около пяти десятков – животные (волки, олени, снежные барсы(?), неизвестные звери), фантастические существа, различные знаки (преимущественно солярные), всадники, изображение человеческой руки значительно больше обычной, хотя заметно, что ее не рисовали, а обводили. О том, что рисовавший был очень высокого роста косвенно говорит и тот факт, что рисунки сделаны на высоте до трех метров. На этой высоте, кстати, располагаются и писаницы, найденные ранее.


P1070148

Одно из изображений, чем-то напоминающее скособоченный прямоугольник с расположенными поверх него, выразимся так, «очками» с раскрытыми дужками, не поддается расшифровке. Но так как древние художники рисовали только то, что видели, графическое это изображение дает пищу самому богатому воображению, вплоть до того, что перед нами нечто, схематически напоминающее корабль инопланетных пришельцев. Но ведь в Приэльбрусье уже в наше время местные жители неоднократно наблюдали НЛО, более того, в 1989 году именно в  Баксанском ущелье десятки очевидцев видели странный летательный аппарат с какими-то перемычками (свидетельства эти зафиксированы даже в отчетах МВД). Ранее М. и В. Котляровыми в Тызыльском ущелье, располагающемся параллельно Баксанскому, найдено и введено в научный оборот изображение двухглавой птицы, держащей в когтях нечто, напоминающее капсулу спускаемого космического аппарата.

P1070194

Но вернемся к писаницам, как еще  называют подобного рода рисунки. Несмотря на то, что они расположены на  открытом всем ветрам и снегам скальном  участке, что солнце безжалостно выжигало их на протяжении многих столетий, рисунки сохранились, не исчезли полностью, слившись, правда, с текстурой скал. Скорее всего именно по этой причине они не были замечены людьми на протяжении долгих лет, хотя пешеходная тропа, правда, давно не посещаемая, проходит неподалеку.

P1070187

Но стоило только полить скалу водой и писаницы высветились, ожили; бардовая охра (именно она чаще всего использовалась древними художниками) обрела свой первоначальный цвет, засверкала под ярким ноябрьским солнцем. И время словно отступило назад, из прошлого возникла живая картина: женщина, стоящая у скалы, старательно наносит на ровную поверхность пальцами штрихи, которым суждено жить века. Почему именно женщина? К такому выводу совсем недавно пришли американские ученые, изучившие сотни отпечатков, оставленных древними людьми и установившими, что первыми художниками на Земле были женщины.

P1070147

Но обнаруженный в Баксанском ущелье памятник интересен не только писаницами, датировку которых еще предстоит уточнить (их возраст, как считает археолог Валерий Батчаев,  может исчисляться тысячелетиями), но и тем, что под ними, на выступе, исследователями Котляровыми собрано большое количество лежащих прямо на поверхности наконечников стрел.
Алексей Пьянков,  ведущий научный  сотрудник ООО «Западно-Кавказская  археологическая экспедиция» (Краснодар) сообщает об их датировке следующее: «Представленные наконечники могут быть довольно уверенно сопоставлены с конкретными типами по классификации А.Ф. Медведева, что позволяет с большой долей вероятности датировать их VIIIX веками».
А то, что наконечники стрел соседствуют с писаницами, свидетельствует: найдено средневековое святилище. Такие святилища, говорит ознакомившаяся с находкой хранительница Государственного исторического музея Анна Кадиева, известны на Северном Кавказе, но наличие в них скальных писаниц для указанного времени встречается впервые, вследствии чего выявленный памятник представляет огромный научный интерес; необходим его  профессиональный осмотр и фиксация.
Такой выезд ученых на место ожидается уже в ближайшее время.

Мнение о найденном комплексе Анны Кадиевой, хранительницы Государственного исторического музея (Москва):

Осенью 2013 года в верховьях селения Былым (Баксанское ущелье) на скальном обрыве  обнаружены наскальные рисунки, нанесенные на камень красной краской. Под скалой В. Котляровым были собраны наконечники стрел. По стилистике изображений, в частности, изображения оленя с раскидистыми ветвистыми рогами, рисунки близки петроглифам Кяфарского городища, датирующегося IXXII вв. (Аржанцева, Албегова, 1999). Наконечники стрел, собранные под скалой, относятся к черешковым трехлопастным наконечникам с упором, нередко  встречающихся в погребениях Северного Кавказа, датированных VIII в. (Кадиева, 2012).

P1070161

Таким образом, обнаруженный комплекс является средневековым святилищем, которое, судя по изображению оленя, может быть посвящено аланскому охотничьему божеству, получившему в этнографическое время имя Афсати (Аржанцева, Албегова, «Культовые камни Кяфарского городища», 1999). Для горцев Северного Кавказа весьма характерен обычай оставлять в святилищах стрелы, причем традиция эта археологически зафиксирована вплоть до Нового времени (Мужухоев, «О датировке средневековых наконечников стрел (по материалам раскопок культовых памятников горной зоны Чечено-Ингушетии», 1982).
Выявленный памятник представляет огромный научный интерес, поскольку, хотя средневековые святилища и известны на Северном Кавказе, наличие в них скальных писаниц для указанного времени встречается впервые. Таким образом, представляется необходимым профессиональный осмотр и фиксация данного памятника.

Заключение Алексея Пьянкова,  ведущего научного  сотрудника ООО «Западно-Кавказская  археологическая экспедиция» (Краснодар):

Говоря о датировке стрел, следует учитывать, что предметы не чищены (корродированы) и перья повреждены (их части утрачены). Это не позволяет точно представить их форму и, соответственно, точно сопоставить с известными типами. В то же время отдельные наконечники могут быть довольно уверенно сопоставлены с конкретными типами по классификации А.Ф. Медведева.

Стрелы

Например, наконечники №№ 1 и 7 очень близки типу 14, бытовавшему в VIIIX вв. (А.Ф. Медведев. «Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв. М. 1966, с. 59, табл. 15, 15).
Наконечники №№ 3 и 4 близки типу 18, которые использовались в VIII-IX вв. (А.Ф. Медведев, 1966, с. 60, табл. 12, 9-10).
Наконечник № 6, возможно близок к типу 81, встречавшемуся с X по XIII вв. (А.Ф. Медведев, 1966, с. 80, табл. 17, 4).
Остальные наконечники стрел либо датируются широко, как наконечник № 11, сопоставимый с типом 13 и бытовавший с I по IX вв., либо атрибуция их затруднена.
Если основываться на наших определениях наконечников стрел в современном их состоянии, то можно с большой долей вероятности датировать стрелы VIIIX вв.

Археолог Исмаил Мизиев о наскальных рисунках в ущелье Тызыл:

Здесь, в отвесных и диких скалах, когда-то наши предки изложили рисунками и значками что-то сокровенное и необходимое. Жаль, что язык тот нам непонятен.
Рисунки выполнены густой и хорошего качества охрой коричневого цвета. столетиями они омываются дождями и снегом на гладких скала, однако и сейчас отлично видны. Одна группа рисунков находится на высоте  двух-трех метров. Рисунки ничем от непогоды не защищены (карнизом, выступом и прочим). Поэтому и лбюбопытно, как сохранились они?
…На самом верху – круг, разделенный на четыре равные части. Ниже, чуть левее, всадник с луком, справа какое-то фантастическое животное. Немного поодаль от них, уже у стыка склона с отвесной скалой, на потолке небольшого навеса, высотой едва больше метра, нарисованы той же краской шеренгой выстроенные какие-то непонятные животные. Напоминают они фантастических «петушков». Все эти рисунки весьма загадочны, и мы вряд ли сможем понять их, потому что уж больно скудны подобные памятники в наших районах.
Кое-что может прояснить  знак круга. Известно, что подобный знак в глубокой древности означал культ огня, солнца. Этот знак в подобной композиции играет, видимо, роль оберега.
…Относительно времени этих рисунков говорить чрезвычайно сложно. Можно только полагать, что они относятся к эпохе Средневековья.
Из книги «Туристскими тропами в глубь веков». Нальчик, 1976.

P1070238


Оригинал взят у в Былымские писаницы